Информационно-аналитический портал
об игорном бизнесе
18+

Легализует ли Украина игорный бизнес?

Украина запретила игорный бизнес ещё в 2009 году, и с тех пор каждый год страна теряет до 5 млрд долларов. При этом теневые заведения совершенно спокойно продолжают работать, а власти не спешат что-то менять. С чем это связано и на что рассчитывать в будущем?

Тотальный запрет игорного бизнеса на Украине случился тогда же, когда и в России – в 2009 году. Начиная с этого времени, на территории «незалежной» запрещены:

  • Казино.
  • Онлайн-казино.
  • Игровые автоматы.
  • Ставки на спортивные события.

Однако всё это запрещено только в теории. Согласно данным полиции, всего на территории страны находится более 7000 ежедневно функционирующих казино. При этом только на территории Киева – свыше 500.

Сверх того, каждый год на Украине открывается не менее 1000 новых казино. Да: какие-то из прежних оказываются закрыты правоохранителями. Но сути дела это не меняет.

А суть дела такова: после введения запрета все игорные заведения никуда не делись. Единственное, что изменилось – они перестали работать легально и платить налоги в государственный бюджет.

«Формально все запрещено, но реально все работает. Работают все казино, работают все игровые автоматы, все это идет черной наличкой», – заявляет народный депутат Юрий Деревянко.

 

Сколько денег недополучают украинцы?

Если вспомнить, каковы причины запрета 2009 года, то в основном речь шла о том, как рядовые граждане – в том числе подростки, пенсионеры – проигрывают свои деньги, свои пенсии в игровых автоматах. Поэтому в рамках заботы о населении весь игорный бизнес оказался свёрнут.

И в то же время – те деньги, которые недополучает бюджет, разве не являются деньгами украинцев? Разве не из них могли бы выдавать те самые пенсии и пособия, строить школы и больницы?

Согласно неофициальной статистике, каждое киевское казино в обычный будний день выручает до 2 тысяч долларов. В выходные – до 10 раз больше.

Вот и получается, что в год бюджет теряет до 5 млрд долларов, при общем бюджете страны в 37 млрд на 2019 год.

А это больше 10%!

Прежде чем обсуждать вопрос, стоит ли таких денег свобода людей от игорной зависимости и крупных проигрышей, давайте вспомним о том, что казино и игровые автоматы в действительности никуда не делись, просто функционируют под другими вывесками.

Получается, что те, кто хотят играть, всё равно проигрывают. Так же, как и налогоплательщики, и государство.

Понимание данной проблемы на Украине имеется. Почти сразу после запрета был предпринят целый ряд попыток легализации азартных игр и букмекерского бизнеса на Украине.

Вот только – во что это вылилось?

 

История украинской легализации

Краткая история такова:

  • В 2009 году был запрещён игорный бизнес.
  • В 2011 добавлен запрет для украинцев пользоваться любыми онлайн-казино, в том числе иностранными сайтами.

Эксперты считают, что трудно придумать более бессмысленный запрет. Конечно, на бумаге можно оформить запрет даже на плохую погоду, но как заставить его работать? Как добиться, чтобы 50 миллионов украинцев не заходили на тысячи сайтов, где можно проиграть свои деньги?

В Россию сегодня разрабатывают закон о суверенном интернете, который предполагает ежедневное блокирование интернет-провайдерами сотен новых сайтов, попавших под запрет. Однако это требует таких затрат, которые, скорее всего, будут непосильны даже для России.

Что касается попыток «протащить» законы, разрешающие в том или ином виде игорный бизнес на Украине, то за 2015-2016 год Рада рассмотрела более 10 законопроектов. И все их отклонила.

И это при том, что законопроекты в большинстве своём вовсе не предполагали возврат к «дикому западу» 90-х годов, когда игровые автоматы стояли на вокзалах, остановках, в магазинах и чуть ли не в школах. В основном депутаты предлагали следующее:

  • Разрешить казино в 4-х и 5-звёздочных отелях, куда люди с низким доходом вряд ли придут. Кроме того, можно ввести дресс-код.
  • Создать на территории страны несколько игорных зон (по аналогии с Россией).

Правда, если в России, чтобы попасть в игорную зону, иногда надо пролететь более 1000 км, то Украина значительно компактнее, так что желающие смогли бы в любой день выбираться поиграть.

Как считают законодатели, создание таких зон могло бы привлечь деньги и от туристов. А это значит – бюджет бы дополнительно наполнялся, причём уже не за счёт собственных граждан.

Причём в основном речь идёт о создании игорных «центров» даже не в черте городов, а за их пределами. Или – как минимум – о легализации казино в сети.

«Давайте хотя бы с начала легализуем интернет игровой бизнес, как во многих странах. Все равно те люди, которые хотят играть, они будут играть – дома, на иностранных сайтах. Так давайте дадим возможность получить лицензию хотя бы для интернет-казино», – предлагает другой депутат, Дмитрий Белоцерковец.

Сегодня, когда президент на Украине уже сменился, а Рада, скорее всего, сменится в ближайшие полгода, многие вновь начали надеяться на перемены в этой сфере. Хотя бы потому, что даже Международный валютный фонд давно уже требует легализовать игорный бизнес. Ведь Украина должна этому самому фонду около $7 млрд, а это вполне сопоставимо с доходом, который она сама могла бы получать от игорного бизнеса: $5 млрд в год.

При этом украинские власти неоднократно обещали МВФ, что легализация будет проведена не позднее конца 2018 года. Однако мало того что на 5 месяцев уже опоздали, но и никаких заметных подвижек в этом отношении пока не замечено.

Но почему же при таком раскладе, и с учётом глубокого экономического кризиса сегодняшней Украины (госдолг в 2 раза превышает годовой бюджет), легализация до сих пор не проведена?

Специалисты говорят, что причина здесь в основном одна: отсутствие мотивации.

 

Почему легализовать игорный бизнес – невыгодно?

Как же невыгодно, если мы только что говорили о $5 млрд в год?

Однако здесь очень важно уточнить, в чей карман идёт эта выгода.

  • Владельцы игорного бизнеса: что может быть выгоднее, чем вообще не платить налоги, оставаясь в тени?
  • Клиенты-игроки. Теневые казино и БК часто предлагают им более выгодные джекпоты и ставки. Ведь собственные затраты заведений меньше! А значит, даже при наличии легального казино в него не обязательно устремится толпа.
  • Надзорные органы и полиция. К сожалению, есть мнение о том, что правоохранители активно поддерживают теневые казино на Украине и позволяют работать тем из них, которые активно делятся доходом.
  • Законодатели. Одно то, что лоббировать «разрешительные» законы для игорного бизнеса за столько лет не удалось ни в какой форме, косвенно указывает, что и депутаты тоже заинтересованы в сохранении имеющегося порядка вещей.

Что же до народа Украины, недополучающего средства из бюджета, то очевидно, что про него думают далеко не в первую очередь.

 

О лотереях и монополиях

Казалось бы, оформить зал игровых автоматов или букмекерскую контору в качестве государственной лотереи так же сложно, как признать слона мелким рогатым скотом. Однако украинским бизнесменам это часто удаётся – и очевидно, что не без помощи чиновников. На сегодняшний день в стране всего около 5 «государственных лотерей», которые, по мнению экспертов, фактически контролируют почти весь игорный бизнес Украины. Это очень похоже на то, что пытаются сделать в Казахстане, а именно – монополизировать букмекерский бизнес, чтобы все ставки на спорт мог принимать единственный государственный оператор.

Разница лишь в том, что в Казахстане под «букмекерским бизнесом», как правило, не понимаются также залы игровых автоматов или стол с рулеткой.

Если учесть, что в 2017 году компания Ernst & Young признала Украину самой коррумпированной страной из 41, где проводилось исследование, то картина выглядит примерно так. Весь игорный бизнес находится в тени, и это устраивает как правоохранителей, так и депутатов, которые вполне могут тоже иметь отношение к доходам от казино и БК. Причём вся индустрия контролируется всего несколькими крупными компаниями, умеющими выдать покер и ставки за лотерею.

Часть специалистов считает, что сейчас – самое подходящее время, чтобы навести порядок в украинском игорном бизнесе. Помимо смены власти, внушает оптимизм и то, что другие страны – те же США – идут по пути легализации. Целых 22 штата уже приняли решение о том, что в течение 4 лет игорный бизнес будет на их территории узаконен в той или иной степени.

Что же касается морального аспекта, то полезно в десятый раз напомнить себе о том, что законодательный запрет не означает фактического отсутствия. Кроме того, нахождение целой индустрии бизнеса в тени означает, что закон даже не может «проникнуть» в эту тень, чтобы навести там какие-то порядки. Хотя бы – оградить малолетних или начать борьбу с лудоманией, которая сейчас успешно ведётся во многих странах и помогает оградить пенсионеров от потери их пенсий.

Таким образом, даже если игорный бизнес на Украине и будет легализован, это вовсе не означает, что на каждой автобусной остановке появится игорный автомат. А вот что в бюджете появятся деньги – это точно.

Правда, как они будут потрачены, зависит от президента и парламента, принимающих ключевые решения.

Как и сама возможность легализации.  

Igorka.ru
2304
Поделиться