В современном мире, когда мегаконцерны владеют 90% рынка, молодым компаниям практически невозможно выйти на своего потребителя. Чтобы упростить запуск стартапов, на Западе придумали схему White Label – белый (чистый) товарный знак. Схема такая: производитель представляет свои товары или услуги под брендом другой компании, которая выступает продавцом. В России эта схема известна под терминами «материнской» и «дочерней» организации.
Таким образом материнская компания берет на себя все трудоемкие этапы – производство, сертификация, гарантийная поддержка и т.д., предоставляя «дочке» чистую этикетку. Стартапер, в свою очередь, наносит на упаковку свой лейбл и обязуется привлечь поток клиентов на данный продукт.
Схема активно применяется в Европе и США, так как продажа товаров сторонних производителей под своим брендом – это быстрый и малозатратный способ начать собственный бизнес. «Белый товарный знак» особенно востребован в следующих сферах:
- Продажа бытовой электроники.
- Реализация продуктов в супермаркетах. Зачастую брендовые товары под другим лейблом стоят в разы дешевле.
- Банковская сфера. Крупные игроки на финансовом рынке выпускают дебетовые и кредитные карты для мелких банков, принимая все платежные обязательства на себя.
- Игорный бизнес, онлайн-казино и другие виды азартных развлечений. Достаточно новое направление для реализации этой схемы и весьма непростое.
White Label в игорном бизнесе
В индустрию азарта схема «чистого знака» пришла совсем недавно. До этого 90% стартапов в онлайн-гемблинге и наземных казино были провальными. Причина в следующем: игорное оборудование и программное обеспечение стоят дорого, поэтому новые компании без солидного бюджета просто «сливались». Казалось бы, какое дело мастодонтам рынка до всего этого. Однако эксперты ещё в 2001 году отметили резкий спад в развитии отрасли, что существенно сказалось и на доходах крупных операторов.
Именно поэтому известные бренды решили внедрять схему «чистого листа». Самой известной и успешной реализацией данной концепции является запуск оператором CasinoShare целой сети White Label казино, оборудованных игровыми автоматами Microgaming.
Договор материнской и дочерней компании включает стандартный пакет требований и обязательств. Крупный оператор предоставляет стартапу хостинг онлайн-казино, лицензии на проведение азартных игр в сети, игровую платформу, пакет игр – видеослоты, рулетка, карты и ставки на спорт. Кроме того, предоставляются услуги консультации и службы поддержки клиентов. Дочерняя компания в свою очередь должна подготовить доменное имя, зарегистрировать собственный бренд, выполнить дизайн сайта и обеспечить маркетинговую программу – акции, турниры, бонусы.
Главные плюсы схемы для начинающих – низкие вложения для старта, профессиональное оборудование, поддержка опытного оператора, защита от риска крупных выигрышей.
Недостатки схемы White Label
К основным минусам данной концепции относят:
- Проблемы с выбором игр, платформ, платежных систем. В схеме «материнское» казино устанавливает правила сотрудничества и указывает, каким программным обеспечением пользоваться. На старте – это неплохо, но в дальнейшем развитии у «дочки» могут возникнуть сложности.
- Ограничения игровой платформы, устаревшие маркетинговые и рекламные материалы.
- Претензии к службе поддержки. Зачастую возникают недоразумения между материнской и дочерней компаниями, когда клиенты уходят после общения с операторами центра.