Переломным моментом в развитии игорного бизнеса в России можно считать 2009 год, когда был принят закон, серьёзно ограничивающий работу казино и игровых автоматов в стране. Фактически, их «заперли» только в четырёх регионах страны:
- Калининградская область.
- Алтай.
- Приморский край.
- Краснодарская область.
Всё, что будет говориться ниже о налогах на игровые автоматы и казино, автоматически означает игорный бизнес лишь в этих регионах, потому что на остальной территории страны организация чего-то подобного считается незаконной.
Налог на игорный бизнес
Именно этот налог считается основным, когда речь идёт о казино, игровых автоматах, а также тотализаторах и букмекерских конторах. Сумма налога рассчитывается по простой формуле: количество объектов налогообложения, умноженное на налоговую ставку.
При всей простоте этой формулы, фактическое исчисление затруднено по двум причинам.
Первая – тот факт, что налоговую ставку устанавливает регион, в котором зарегистрирована та или иная компания. Федеральное законодательство устанавливает лишь рамки:
- С одного стола казино – от 25 до 125 тысяч рублей в месяц.
- С одного игрового автомата – от 1.5 до 7.5 тысяч рублей в месяц.
- С одного процессингового центра тотализатора или букмекерской конторы – от 25 до 125 тысяч рублей в месяц.
- С одной кассы тотализатора или БК 5-7 тысяч рублей в месяц.
Как видим, рамки широкие, поэтому для каждой компании в сфере игорного бизнеса первостепенное значение имеет, в каком регионе она находится, каковы принятые региональным правительством коэффициенты, а также каковы планы этого правительства по их изменению.
Вторая причина сложности подсчёта суммы налога – это трудности с тем, что считать «единицей налогообложения». Разночтения в законах позволяют в одних случаях считать единицей всё заведение, в других — каждый игровой автомат. Особенно такие противоречия проявляются, когда речь идёт об онлайн-бизнесе.
Лицензионный сбор
Поскольку лицензия в РФ выдаётся бессрочно, то он платится лишь один раз за время существования игорной компании. Для выдачи лицензии придётся заплатить 30 тысяч рублей, за переоформление 10 тысяч. Переоформление производится только в случае каких-то изменений в самой компании.
Налог на прибыль
Здесь всё стандартно: как и любая фирма, представители игорного бизнеса обязаны платить по 13% от своей прибыли. В большинстве случаев декларация подаётся раз в квартал.
Налог на имущество
Этот налог актуален, в первую очередь, для владельцев казино и залов игровых автоматов в разрешённых законом игорных зонах. Такие заведения просто обязаны выглядеть шикарно, а значит, предполагают большие затраты. Для БК и тотализаторов, когда всё «имущество», не считая нескольких офисов, составляют интернет-сервера, данный налог не предполагает больших затрат.
Насколько российские налоги на игорный бизнес подъёмны для бизнеса
Не являются ли они фактором, тормозящим его развитие? В этом отношении можно заметить несколько тенденций.
Во-первых, в РФ крайне низкая ставка на подоходный налог 13%. Для сравнения, во многих европейских странах она превышает 50%, во Франции до 80%.
При этом главной проблемой игорного бизнеса является налог, уплачиваемый с игровых столов, автоматов, касс и процессинговых центров.
По замыслу законодателя, работать в игорном бизнесе должны только те компании, которые способны получать большой доход. Имея зал казино с 10 столами, владелец не может получить в месяц доход 100 тысяч рублей, чтобы спокойно заплатить с него 13%, так как сам факт владения таким залом предполагает ежемесячную выплату от 250 тысяч до 1.25 млн рублей.
Поэтому закон способствует «потоплению» мелких компаний и усилению позиций крупных, которые, к тому же, более прозрачны и с которых проще собирать налог. Тем более это актуально, когда речь идёт про разрешённые законом игорные зоны, в которых не может разместиться бесконечное количество бизнесменов, и это ещё усиливает конкуренцию.
Нововведения в налогообложении для игорного бизнеса
Серьёзных изменений в законы, которыми регламентируется эта область, в настоящее время не предвидится. Основное внимание законодатель обращает на то, чтобы:
- Исключить разночтения в отношении объектов налогообложения, о которых говорилось выше.
- Улучшить собираемость налогов, в том числе усилением карательных мер за их неуплату.
- Уменьшить количество нелегальных игорных заведений в стране.
Даже при некоторых сложностях для игорных заведений страны, в отношении казино и залов игровых автоматов эти сложности компенсируются постоянным наличием огромного числа игроков, в том числе и из-за рубежа, в игорных зонах. А БК и тотализаторы с нетерпением ждут 2018 года, который по причине проведения чемпионата мира по футболу позволит получить огромную прибыль, которая должна покрыть все расходы даже с учётом налогов.