Как известно, реклама – двигатель торговли. Особенно нужен этот двигатель тем товарам и услугам, о которых потенциальные пользователи ещё не знают или плохо разбираются в том, как этим пользоваться. А майнинг и торговля криптовалютами как раз относятся к этому типу. Поэтому запрет рекламы криптовалют, токенов и ICO, который проводят сегодня многие поисковики и соцсети, является ощутимым для развития индустрии. Хотя, конечно, и не настолько болезненным, как запрет торговли такими активами в целом.
Кстати. В Китае уже запретили внутренние криптобиржи и обменники, но это не дало особого эффекта. Китайцы стали массово пользоваться иностранными аналогами, например японскими и сингапурскими, используя VPN (замену IP-адреса). Всё, чего фактически удалось добиться китайским властям – налоги от обслуживания китайских трейдеров стали уходить не в китайский бюджет, а в иностранные.
Такой итог не слишком устраивает правительство Китая. Планируется, что оно развернёт новую кампанию по борьбе с криптовлаютами, когда пользователей будет ожидать серьёзная ответственность за любые операции с «криптой», вплоть до уголовной.
Запрет рекламы криптовалюты в Китае
На фоне всего сказанного запрет рекламы криптовалюты в китайских соцсетях выглядит вполне логично. Сегодня в Китае закрыты следующие возможности для рекламы:
1. Реклама криптовалют не отображается в поисковиках. Если ввести в поле поиска «криптовалюта», «Биткоин», «токены», то система предоставит базовую информацию о том, что это такое, но не покажет сайты, которые предлагают купить криптовалюту или майнинговое оборудование.
2. Подобная реклама не отображается в соцсетях. Китайские соцсети не только не дают возможности создавать рекламные объявления на такую тематику, но блокируют пользователей и сообщества, которые активно это пропагандируют.
Facebook против криптовалют
В последний день января тысячи людей по всему миру были взбудоражены тем, что Facebook также запретил рекламу криптовалют. Но тут нужно оговориться.
Конечно, можно и здесь найти политику, однако основной мотив для Фейсбука другой: оградить своих пользователей от рисков. Другими словами: слишком уж много развелось мошенников, которые предлагают «заработать на криптовалютах».
При этом «заработок на криптовалютах» в данном случае может представлять собой предложение выиграть (!) Биткоины или сделать на них ставки, либо «вложить деньги в криптовалюту», вступив в высокодоходное сообщество. То есть, криптовалюта в данном случае лишь вывеска, за которой скрываются стандартные казино и финансовые пирамиды. Сколько миллионов долларов создатели подобных предложений уже выкачали из наивных пользователей Фейсбука, невозможно даже подсчитать.
Конечно, и после запрета они найдут себе новых жертв. Но отсутствие поддержки крупнейшей соцсети в мире всё-таки на себе ощутят.
А в России можно!
Вообще-то, мошенникам даже не придётся долго думать, куда теперь податься, ведь российский гигант ВКонтакте разрешил рекламу криптовалют. Сначала он не хотел на это идти, потому что статус криптовалют до сих пор не выяснен и блок законов в их отношении не принят. Затем администрация соцсети решила, что раз не запрещено – то разрешено, и теперь ничто не мешает продвигать свою рекламу криптовалютных бирж, оборудования для майнинга (и мошеннических услуг?) через ВК.
В то же время, другой российский гигант – Яндекс – уже целый год зелёного света криптовалютам не даёт. Да, как поисковик он покажет вам всё: и информационную Википедию, и завлекающие сайты, призывающие покупать и майнить. Но как площадка для рекламы (Директ) Яндекс отказывается от демонстрации таких объявлений.
Возможно, заботясь о пользователях и об их кармане.
Возможно, в ожидании законов о криптовалюте, которые должны быть приняты уже в этом году.
Пока что главных вопроса два:
1. Можно ли рекламировать криптовалюты в принципе.
2. Как отделить криптовалюты от мошеннических товаров и услуг, которые лишь маскируются под криптовалюты.
Очевидно, что на первый вопрос должны дать ответ законодательства конкретных стран. Что касается второго, то здесь всё сводится к лицензированию: ведь как-то отделяют проверенные продукты от сомнительных, а врачей от шарлатанов.
Однако время, когда в законах будет всё прописано, а каждый майнер станет работать по лицензии, наступит ещё не скоро. Пока оно не наступило, каждая компания сама может определять, рекламировать ли ей криптовалюты или нет. А каждый пользователь, видящий подобную рекламу, вправе решать, соглашаться на предложение или нет.
И в конечном итоге ответственность с пользователя никто не снимет.