14 марта Гугл объявил, что уже с 1 июня этого года реклама криптовалют будет под запретом. Он коснётся размещения рекламы как в самом поисковике, так и на всех его партнёрских площадках. Кроме того, запрет коснётся публикации любых объявлений, связанных с:
- Покупкой и продажей криптовалюты.
- Первичном размещении токенов и создании ICO.
- Бинарных опционах.
Примечательно, что криптовалюты поставили в один ряд с бинарными опционами – финансовым инструментом, который многие эксперты считают однозначно убыточным.
Зачем всё это делается, представители Google не скрывают: противодействие продаже высокорисковых финансовых продуктов, с которыми пользователи плохо знакомы и часто не имеют ни малейшего представления о том, что конкретно они покупают. Например, по статистике, свыше 50% покупателей Биткоинов никогда ранее не занимались инвестированием, не приобретали акции, многие даже не хранили деньги на банковском депозите. Именно защита таких пользователей и является главной целью обширных мер, которые начинают принимать разные компании.
Кстати, Гугл не пионер запрета рекламы криптовалюты: в январе подобное решение приняла социальная сеть Фейсбук.
От кого защищаем?
Мысль о том, что Биткоин – мыльный пузырь, который лопнет, не нова: её высказывали десятки чиновников, предпринимателей и финансистов. Например, на этой неделе подобную мысль озвучили представитель инвестиционной компании Allianz Global Investors Стефан Хофрихтер и специалисты корпорации Morgan Stanley.
При этом, лопнет ли Биткоин или нет, но для думающих людей очевидно, что большинство рекламных объявлений на эту тему (большинство!) по типу «Доход в Биткоинах от 10 000$ в неделю» или «Выгодное ICO удесятерит ваш капитал» – это объявления мошенников, которые всегда используют тренды, но в основном работают на алчности и доверии. И да: запретив рекламу в самых популярных поисковиках и соцсетях, можно существенно осложнить мошенникам жизнь.
А заодно и прекратить слишком массированную пропаганду вложений в криптовалюту, которая часто привлекает совершенно неподготовленных людей, что приводит для них к потерям.
Меньше рекламы – меньше цена!
Одним из самых важных последствий запрета Google и Facebook может стать... снижение стоимости криптовалют.
Крупные поисковые системы, например Яндекс, ещё в начале года приводили свою статистику: количество поисковых запросов по словам, связанным с криптовалютами, выросло в несколько раз. Например, по запросу «Биткоин» – в 17 раз. Такой всплеск в конце года однозначно был вызван рекламой, а его следствием стала массовая покупка Биткоина теми самыми неподготовленными инвесторами.
Получается, что запрет на рекламу или даже простое снижение её интенсивности могут прямо повлиять на стоимость криптовалюты. И, как ни грустно это прозвучит для инвесторов в Биткоин, который и так сейчас находится на «дне» рынка – влияние будет в сторону дополнительного падения.
Госдума не запрещает
При том что саму по себе криптовалюту депутаты чаще всего считают лишённой реальной ценности, но запрещать рекламу пока не собираются.
«С одной стороны, криптовалюты – очень сомнительная затея, её даже активом назвать нельзя, это совершенно пустая псевдоденежная единица. В конечном счёте, многие люди будут обмануты этой пирамидой, как это было с МММ. Однако это не означает, что рекламу криптовалют нужно полностью запретить. Нельзя же всё время всё запрещать, у людей должна быть своя голова на плечах и право на выбор», – заявляет депутат Госумы Михаил Емельянов. По его словам, не стоит торопиться запрещать рекламу, копируя решения Google, важнее добиться того, чтобы люди понимали последствия своих решений.
На данный момент российский гигант ВКонтакте, а также Яндекс, рекламу криптовалют не запрещают. Не придут ли сюда все мошенники, потерявшие возможность зарабатывать в Гугл и Фейсбук, и не будет ли изменения политики поисковиков и соцсетей в российском пространстве, пока сказать сложно.