Вопрос регулирования криптовалют в мире всё ещё очень острый и болезненный. Говоря проще, в большинстве стран этот вопрос пока не решён никак или почти никак.
Например, в России закон о криптовалютах в той форме, в какой он был принят, ничего отрегулировать не смог. А в той форме, в какой он будет работать, он ещё не готов.
На сегодняшний день единственным авторитетным источником регулирования является заключение международной комиссии по борьбе с отмыванием денег FATF, которое предписывает государствам лицензировать биржи, а самим биржам – верифицировать клиентов и сообщать обо всех переводах на сумму более 1000 долларов.
Впрочем, на сегодняшний день появился ещё один источник регулирования. А именно – британский.
Почему Британия взялась за регулирование криптоиндустрии?
Несмотря на то, что Британия – маленькая страна, которая сегодня не обладает слишком уж мощным геополитическим влиянием, однако она весьма важна для мировой экономики. Дело в том, что многие финансовые компании, в том числе крупнейшие мировые биржи, стремятся получить именно британское регулирование. Сделать это куда как непросто, но именно поэтому такое регулирование и внушает большое доверие клиентам.
В отличие от разных оффшорных компаний с регистрацией на Мальте и Кипре, где за пару тысяч евро каждый может зарегистрировать компанию по производству золота из опилок.
Поэтому тот факт, что Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA) закончило работу над руководством по применению криптовалютных активов, сразу же вызвал большой резонанс.
Согласно заявлениям в итоговом документе, главной причиной, почему FCA взялось за эту работу, является забота о гражданах. Ведь, согласно статистике, очень многие потеряли свои деньги в результате участия в ICO и других подобных проектах. Да и вообще, криптовалютные активы несут в себе большие риски. Поэтому только правовая ясность может помочь исправить ситуацию.
«Это небольшой, но растущий рынок. И мы хотим, чтобы отраслевые компании и потребители ясно понимали, что регулируется, а что нет», – объяснил генеральный директор FCA по вопросам стратегии и конкуренции Кристофер Вулард.
Кроме того, криптовалюты открывают прекрасные возможности для отмывания средств, торговли запрещёнными товарами и услугами, других преступлений. В связи с этим, например, и американский регулятор уже звал на помощь мировую общественность.
Что же касается руководства FCA, то этот документ разделяет все криптовалютные активы на три класса. И предполагается, что регулирование для каждого из этих классов будет вырабатываться отдельно.
Первый класс. Security-токены
К этому классу относится, наверное, больше половины всех криптовалютных токенов, которые сегодня выпускаются разными предприятиями.
Согласно определению FCA, security-токены практически ничем не будут отличаться от акций компаний. Несмотря на то, что компания имеет полное право их выпускать без всякого контроля, однако у неё нет права ими торговать, если она не получила предварительно специального разрешения регулятора.
Примерно такую же ситуацию мы видим и в США, где комиссия по ценным бумагам SEC также считает токены акциями.
Правда, она считает акциями ВСЕ токены, исключая только один Биткоин.
Второй класс. Utility-токены
В отличие от предыдущего класса, они не дают владельцу никаких прав ни на имущество компании, ни на её доход. Очень многие ICO эксплуатировали именно utility-токены. Теоретически, по мере роста проекта владелец таких токенов должен получать права на более выгодные условия, на скидки, и так далее. Например, купив сотню utility-токенов интернет-магазина по одному центу, впоследствии можно будет совершить там покупку на сотню долларов, расплачиваясь этими самыми токенами.
Но это только в том случае, если:
- Организатор реально планировал запустить магазин, а не просто получить деньги и исчезнуть.
- Магазин успешно запустился.
- Организатор не «забыл» о своих обещаниях.
Несмотря на всё это, utility-токены FCA вообще не считает деньгами как таковыми. Поэтому данную индустрию оно не будет регулировать. Однако это не касается тех случаев, когда с помощью таких токенов совершаются какие бы то ни было платежи. В этом случае FCA начинает на них смотреть как на электронные деньги.
Кстати, к электронным деньгам ведомство отнесло и стейблкоины – те криптовалютные токены, которые имеют привязку к каким-то фиатным деньгам, например доллару, или другим криптовалютам, например Биткоину.
Третий класс. Биржевые токены
Это как раз наиболее известные криптовалюты – Биткоин, Эфир, Лайткоин. Они не принадлежат никакой компании, зато свободно торгуются на всех криптовалютных биржах по всему миру.
Поскольку этими криптовалютами не управляет никакая компания, то они оказываются «неподвластны» и FCA. Однако это не значит, что никаких правил для них не существует. Напротив: FCA очень заинтересовано в том, чтобы при любых операциях с этими токенами соблюдались следующие важные принципы:
- KYC («знай своего клиента»): обязательная верификация клиентов.
- ALM («анти-отмывание денег»): требования предоставлять данные об источнике доходов при переводах на большие суммы.
Очевидно, что у регуляторов и нет никакой альтернативы тому, чтобы заставить криптовалютные компании работать примерно по тем же принципам, что и банки.
Правда, эксперты предупреждают, что если это удастся, то криптовалюта может резко утратить свою популярность.
Какая же она «крипто», если вам при переводе нужно называть своё имя и отчитываться за каждый доллар?
Кроме того, согласно требованиям британского регулятора, все компании, которые занимаются деятельностью, связанной с криптовалютами, «должны убедиться», что у них имеются на это нужные лицензии и разрешения.
Фьючерсам на криптовалюты должен прийти конец
Именно так считает FCA. По его мнению, любые деривативы на криптовалютные активы вообще являются избыточными, так как «никакой особой потребности в них нет». А вот если запретить торговлю такими активами, то обычные инвесторы могут получить суммарную выгоду до 200 млн долларов в год.
Имеется в виду, что те деньги, которые вы не потеряли в сомнительном проекте – это тоже ваша выгода.
По мнению FCA, рядовым инвесторам вообще не подходит покупка подобных активов. Просто потому, что они не способны правильно оценить, как будет меняться их стоимость. А раз так, то покупатели фьючерсов на Биткоин не могут измерить ни свою потенциальную прибыль, ни тот риск, на который им придётся идти.
В общем, представители FCA считают, что если запретить деривативы (производные) от криптовалютных активов, то никто не пострадает и ничего не потеряет. А вот риски и потери, наоборот, сократятся.
В связи с этим планируется запретить сразу целый ряд производных финансовых инструментов:
- Опционы.
- Фьючерсы.
- Контракты на разницу цен.
«Мы работаем так же, как и на традиционных рынках: когда некачественный продукт пытаются продать розничным потребителям, мы вмешиваемся в процесс. В данном случае речь идет о комплексных контрактах, построенных на базе сложных активов», – добавил на эту тему Кристофер Вулард.
Планируется, что новые правила, созданные британским регулятором, вступят в силу с 2020 года и будут регулировать работу всех компаний, входящих в данную юрисдикцию. То есть, всем компаниям придётся работать по этим правилам. Причём не только с гражданами Британии, но и с большим количеством иностранцев – не забываем, что большое количество британских бирж имеет широкий международный охват. И это одна из причин, почему изменения в британском регулировании так важны.
При всём том, Британия не собирается останавливаться на достигнутом. В прошедшем июле правительство страны опубликовало план по борьбе с экономической преступностью на 3 года вперёд, и в нём также фигурируют криптовалюты.
Впрочем, ничего нового: в плане говорится, что они могут использоваться для отмывания денег и финансирования терроризма.
Что же касается тотального запрета на производные от криптоактивов, над этим FCA тоже продолжает работу, так что в ближайшее время фьючерсы на Биткоин могут кануть в лету.
Правда, Чикагская биржа пока не собирается полностью отказываться от таких фьючерсов. Поэтому желающие всегда смогут их приобрести.
А вместе с ними и риски, которые, по мнению FCA, невозможно предусмотреть.