В связи с бурной деятельностью СРО букмекеров, созданием ЦУПИС и законодательными реформами в отношении букмекерского бизнеса мы наблюдаем интересную активность: на территории Российской Федерации регистрируется все больше БК, по названию совпадающих с европейскими, но «юридически никак не связанными»* с одноименными зарубежными ресурсами.
*Данное выражение, как и приведенные далее, не несет перед собой цели скомпрометировать нижеследующие букмекерские конторы. Это лишь примеры используемых в сетевых ресурсах формулировок.
Не будем голословными и приведем примеры:
- «Леон» (ООО «Леон») – эта букмекерская контора получила лицензию ФНС в 2011 году, интерактивные ставки начала принимать в октябре 2016. Компания зарегистрировалась в Москве под доменным именем leon.ru, всячески отрицая свое отношение к оператору leon.com, запрещенному в нашей стране.
- «Винлайн» (ООО «Управляющая компания «НСК») – опять таки российский букмекер, зарегистрированный в 2009 году и подключенный к Первому ЦУПИС. Принимает ставки в доменной зоне .ru и «не имеет отношения» к международному букмекеру Winline.
- «Бетсити» (ООО «Фортуна») – в доменной зоне .ru существует с 2009 г. и является отдельной организацией, «никак не связанной» с парижской Betcity.
- «Фонбет» (ООО «Ф.О.Н») – о полноценном запуске ставок в сети объявила в 2017, регистрацию осуществляет на fonbet.ru и «не имеет формального отношения» к fonbet.com.
- «Марафон» (ООО «Букмекерская контора «Марафон») – прием интерактивных ставок осуществляет с 2017 года и «не связана» с marathonbet.com, находящемуся под запретом в РФ.
- «Балтбет» (ООО «САНТОРИН») – как и «МараФон», начала принимать интерактивные ставки на русскоязычном домене с 2017 и «юридически не связана» с букмекером baltbet.com.
Все эти беттинговые компании зарегистрированы в СРО «Ассоциация букмекерских контор» и ЦУПИС, ориентированы строго на российских граждан и принимают ставки исключительно в рублях.
Также принимают ставки только от граждан России «Лига Ставок», «Бинго Бум», не имеющие одноименных конкурентов за рубежом. В «Олимп», по словам представителей компании, могут ставить и зарубежные граждане, однако налог на выигрыш для них составит 30% (тогда как российские граждане отдают государству 13% от суммы выигранных средств).
С чем это связано
До 2014 года совершать ставки в интернете было вообще запрещено российским гражданам. Иностранные операторы могли устанавливать лишь наземные ППС. С появлением Первого ЦУПИС «железный занавес» приподнялся: на рынок хлынули компании, схожие в своей графической оболочке, бонусной программе и политике выплат с одноименными зарубежными операторами, но зарегистрированные на территории РФ.
Все иностранные онлайн-конторы подверглись жесточайшим репрессиям: отслеживались и блокировались зеркала, вход и регистрация даже через специальные сервисы (анонимайзеры) стали проблемой. В ответ многие операторы запретили россиянам регистрацию на их ресурсах.
В интернете еще можно найти запросы «зеркала Bwin», «как зайти на Winline с российского адреса» и им подобные, но их количество уже значительно снизилось по сравнению с 2014-2016 гг., что может говорить и о снижении пользовательского интереса.
А весной 2017 года Правительство РФ представило законопроект, согласно которому кредитные организации (в том числе – банки и платежные агенты) не смогут проводить транзакции между лицами, находящимися на территории России, и операторами, находящимися у нас под запретом.
Происходит своего рода процесс импортозамещения. И если рассуждать логически, на сегодня вход в ЦУПИС – единственный вариант, дающий зарубежью возможность развернуться на российском рынке.
Ожидания
Есть все основания полагать, что в скором времени можно будет говорить о расширении индустрии. Ключевые фигуры букмекерского рынка уже определены. Однако есть и «серые лошадки»: в октябре этого года открылась букмекерская контора «Зенит», ориентированная и на россиян, и на представителей других стран.
И, конечно, ничто не мешает другим крупным операторам зарегистрировать компании на территории РФ, разместить свои ресурсы на домене .ru и зарегистрироваться в ЦУПИС, открыв для себя российский рынок. Однако 30 миллионов рублей в год за оплату лицензии – немалая сумма. И позволить себе ее могут только крупные операторы, коих существует ограниченное количество.