Информационно-аналитический портал
об игорном бизнесе
18+

Криптовалюта и судебные запреты: кто победит?

16 мая 2017 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга заблокировал сразу 40 сайтов, посвящённых Биткоину. В том числетех, которые позволяли хранить и обменивать данную криптовалюту
Криптовалюта и судебные запреты: кто победит?
#Криптоиндустрия#криптовалюта#криптовалюты

16 мая 2017 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга заблокировал сразу 40 сайтов, посвящённых Биткоину. В том числе тех, которые позволяли хранить и обменивать данную криптовалюту. Хотя в этом же году государственная власть заявила, что не будет запрещать Биткоины. А отдельные структуры, например налоговая и Центробанк, даже высказались в том смысле, что не против развивать и поддерживать криптовалюту.

Почему получается так, что прекрасная теория разбивается о жёсткую практику, и каковы настоящие причины подобных блокировок? Об этом мы поговорили с Саркисом Дарбиняном, ведущим юристом Роскомсвободы – организации, которая активно борется против запретов для граждан в электронной и цифровой сфере.

- Саркис, с чем, на Ваш взгляд, связано такое решение суда?

- На самом деле, это не первое подобное решение. Мы видим, что с такими исками часто выходят представители районных прокуратур Санкт-Петербурга. Вообще у петербургских прокуратур какое-то своё, особое понимание опасности Биткоинов, и потому в Питере рассматривается повышенное количество подобных дел, по сравнению с другими регионами.

- А почему так, как Вы думаете? Почему именно Питер?

- Трудно сказать. Возможно, это личное отношение санкт-петербургского прокурора к проблеме криптовалюты. В разных регионах прокуроры могут считать какие-то проблемы острыми, причём проблемы эти в каждом регионе свои. В Петербурге это криптовалюты. 

Либо же подобные иски и суды – это реакция на обращения граждан. Чаще всего указания подобного рода не исходят «сверху», из Генпрокуратуры. Обычно сигнал поступает «снизу», от граждан. Например, кто-то использовал криптовалюту для покупки наркотиков, и по данному факту близкие наркомана обратились с заявлением. Но всё это только предположения.

- В решении суда причиной блокировки сайтов названо то, что для криптовалюты нет субъекта, обеспечивающего её  реальную стоимость. На Ваш взгляд, это реальная причина блокировки или формальный повод?

- Вы знаете, мотивировки судов меняются. И сейчас мотивировки становятся шире, чем было раньше. Не так давно ссылались в основном на то, что «криптовалюта является денежным суррогатом». Это формулировка Генпрокуратуры 2014 года, которая, однако же, давно не актуальна, но на неё продолжают ссылаться. Теперь появились новые формулировки вроде этой. Но тут позиция госорганов неоднозначная. В той же Москве всё иначе, там отношение государственных структур к криптовалютам более лояльное.

- То есть, никакой единой позиции государства по данному вопросу просто пока нет?

- Получается, что так. К единому решению пока не пришли. Позиция силовиков, прокуратуры – запрещать и наказывать. А вот позиция налоговиков и Центрального Банка поменялась в лучшую сторону. Ситуация может стать иной, когда возникнут положительные прецеденты в судебной практике, когда будут постановления о том, чтобы не считать криптовалюту суррогатом денег и не вводить запретов по этой причине.

В целом, несмотря на все речи чиновников, в отношении криптовалют в нашей стране всё ещё продолжаются преследования. И, к сожалению, нельзя сказать, чтобы этот процесс шёл на спад.

- Не связаны ли меры против криптовалют с политической обстановкой, санкционной войной? Ведь большинство криптовалют были созданы на Западе.

- На мой взгляд, никак не связаны. Во время судебных заседаний не было сделано никаких ссылок на санкции, и в качестве причин для таких судебных решений геополитическая обстановка не указана.

- Чем, Вы считаете, кончится эта борьба? Криптовалюту задавят запретами, или она всё же пробьётся через сопротивление?

- Хотелось бы, чтобы пробилась. Однако блокировки сайтов – ещё не самое страшное. Госорганы могут усилить давление и перейти к преследованию отдельных лиц – владельцев сайтов, тех, кто осуществляет обмен криптовалюты, и даже просто её владельцев. Это было бы очень нежелательным развитием событий, конечно.

Решение петербургского суда о блокировке 40 сайтов мы считаем неправосудным и будем добиваться его обжалования.

- Ну и наконец, что Вы можете сказать относительно такой меры, как блокировка сайтов? Это вообще эффективно?

- Думаю, сегодня всем уже очевидно, что это абсолютно неэффективно. Некоторые владельцы заблокированных сайтов уже успели создать для них «зеркала», так что фактически ничего не изменилось. Те, кто занимаются криптовалютой, всегда найдут способ, как обойти эти преграды.

Даже новоиспечённый запрет VPN в России (запрет посещения запрещённых в России Роскомнадзором сайтов через VPN- и прокси-серверы – ред.) не дал особых результатов. Мы надеемся, что современные технологии, такие как криптовалюта, в итоге всё равно станут доступны для всех желающих. А мы будем бороться за то, чтобы это случилось как можно скорее.

Саркис Дарбинян, руководитель центра защиты цифровых прав, ведущий юрист Роскомсвободы.

 

Справка: 

РосКомСвобода — общественный проект, созданный для пропаганды идей свободы информации и саморегуляции интернет-отрасли, информирования общества об ужесточении государственной политики в области Интернета и для помощи неправомерно заблокированным ресурсам, начавший свою деятельность 1 ноября 2012 года одновременно с вступившим в силу Федеральным законом № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года и Единым реестром запрещенных сайтов.

«Защити Биткоин» – одна из кампаний, проводимых Роскомсвободой. Смысл кампании – добиться отмены любых запретов на использование криптовалют.

Igorka.ru
1029
Поделиться